706-136, admin@levober.ru
Блог ДКШ
Детские страхи: откуда берутся и что с ними делать?
Обычно страхи появляются и исчезают. Но бывает и так, что они задерживаются в психике ребенка и захватывают все его внимание. Такие страхи мешают развитию, общению со сверстниками, учебе. Даже приводят к хроническим заболеваниям! Откуда же берутся страхи и что с ними делать?
Источников детских страхов может быть немало:
- Угрозы
Родители не всегда умеют/в силах договариваться с детьми. Они используют угрозы — так легче и быстрее добиться результата. Например: «Будешь кричать — отдам тебя чужой тете», «Не будешь слушаться — придет полицейский! ». Оказывается, такие смешные, казалось бы, фразы напрочь лишают ребенка чувства безопасности и спокойствия.
- Напряженная атмосфера в семье
Ребенок тревожится из-за постоянных ссор и скандалов родителей. Он становится мнительным от любого другого раздражителя. Например, от резких громких звуков.
- Родительские страхи
Благодаря родителям малыш узнает, чего бояться, а чего нет. Например, если он видит, как мама ахает и судорожно стряхивает жука с платья, то обязательно запишет безобидное насекомое в злодеи. Или может не научиться плавать, если папа боится воды.
- Бурная фантазия
Чаще всего страхам подвержены чувствительные и впечатлительные дети, у которых развитие эмоциональной сферы опережает развитие логики и мышления. Например, ребенок может бояться темноты из-за того, что когда-то мамин халат на стуле ночью почудился ему приведением!
- Книги/фильмы/разговоры не по возрасту
Лучше контролировать, что ребенок читает, смотрит, слушает, в какие игры играет. Внешний информационный фон сильно влияет на детскую психику и повышает уровень тревожности.
Как правильно реагировать на страхи и помочь ребенку преодолеть их:
- Не упрекайте, не стыдите и не высмеивайте своего ребенка. Особенно при посторонних! К страху прибавится еще и обида: родные люди его не поняли. Если малыш испугался — отведите его в сторонку, обнимите и скажите: «Все хорошо, я с тобой».
- Спросите ребенка, что именно его испугало. Внимательно выслушайте и понаблюдайте за реакцией. Если он проявляет интерес к тому, что происходит вокруг, можно вернуться к прерванному занятию. Если малыш не успокаивается, покиньте «место происшествия».
- Не говорите, что бояться — это плохо. Так вы заблокируете важные эмоции. Избегайте замечаний типа: «не бойся», «не будь, как маленький», «большие не боятся». Ребенок может замкнуться в себе. Он будет не просто бояться чего-либо (темноты, воды, одиночества), но и опасаться рассказывать о своих страхах;
- Не апеллируйте к гендерным различиям. «Мальчик должен быть храбрым и ничего не бояться, иначе он — трус и плакса». Нет. «Ты же не девочка! ». Испытывать страх имеют право все дети — как девочки, так и мальчики.
- Попробуйте справиться со страхом с помощью сказкотерапии, рисования, игр. У страха есть особенность: если его «выпустить в реальность», то он исчезает или хотя бы ослабевает.